Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Илья Крамник

Научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Продолжающийся конфликт на Украине, чреватый серьезной дестабилизацией страны, затрагивает и российские интересы, в числе которых на одном из первых мест – судьба черноморского флота, его статус в Крыму и историческая главная база – Севастополь.

Продолжающийся конфликт на Украине, чреватый серьезной дестабилизацией страны, затрагивает и российские интересы, в числе которых на одном из первых мест – судьба черноморского флота, его статус в Крыму и историческая главная база – Севастополь.

Борьба за будущее ЧФ началась 5 апреля 1992 года, когда был подписан указ президента Украины Леонида Кравчука «О неотложных мерах по строительству вооруженных сил Украины». В соответствии с ним бывший советский Черноморский флот переводился под юрисдикцию Киева, а на базе его сил, дислоцированных на украинской территории (это означало практически на базе всего ЧФ), должны были быть незамедлительно созданы Военно-морские силы Украины. Прав на такое решение у Киева не было.

Более того, в то время флот находился в составе еще существовавших Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ) и был частью Военно-морского флота СНГ, которым командовал адмирал флота Владимир Чернавин.

Москва отреагировала на этот шаг: 7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал встречный указ, в соответствии с которым Черноморский флот, напротив, ставился под юрисдикцию России. Разрешить возникший кризис Кремль предложил путем переговоров, на время которых действие обоих упомянутых указов было приостановлено.

Началась длительная дипломатическая торговля, осложнявшаяся обстановкой «на месте». Киев склонял моряков Черноморского флота к принесению украинской присяги, пытаясь «украинизировать» флот, и поставить Москву перед фактом.

В дальнейшем Украина перешла к более жестким действиям: как вспоминает в своей статье экс-замминистра иностранных дел России и бывший посол в Киеве Юрий Дубинин - «8 апреля 1994 года украинские военные предприняли попытку задержания в порту Одессы гидрографического судна «Челекен», выполнявшего плановую работу по обслуживанию средств навигационного оборудования. В ночь с 10 на 11 апреля отряд украинских военнослужащих численностью до 120 человек осуществил насильственный захват 318-го дивизиона кораблей резерва ЧФ с береговой базой, узлом связи, имуществом, оружием. Личный состав береговой базы был вывезен в поселок Чебанка в 10 км от Одессы. Это создало критическую ситуацию».

Фото: flot.com
Крейсер «Дзержинский» Черноморского
Флота СССР

В результате последующих переговоров была достигнута устная договоренность о базировании кораблей российского Черноморского флота в Севастополе.

15 апреля 1994 года было подписано российско-украинское соглашение о поэтапном урегулировании проблем Черноморского флота, где устанавливалась пропорция раздела, по которому Россия должна была получить 80-85% кораблей и судов флота. В то же время российские дипломаты пришли к пониманию необходимости увязать соглашение по флоту с политическим договором между Россией и Украиной. Украинская сторона тем временем выражала желание подписать политический договор отдельно от соглашения по ЧФ, оставляя эту проблему подвешенной в воздухе.

Переговоры начались заново. В итоге, 9 июня 1995 года в Сочи было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; за Севастополем был закреплен статус главной базы российского черноморского флота. Имущественные вопросы подлежали урегулированию с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. Корабли и суда делились в пропорции 81,7% - России, 18,3% - Украине.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории.

Раздел флота, вкупе с значительным сокращением военных расходов по сравнению с советскими временами, привел к значительному ухудшению соотношения сил на черноморском и средиземноморском ТВД. В 1991 году Черноморский флот ВМФ СССР насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 сторожевиков 3го ранга, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 самолетов и вертолетов морской авиации. В состав флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морской ракетоносной авиации), 1 дивизия береговой обороны, десятки отдельных бригад, полков, батальонов, дивизионов, рот и батарей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий.

Фото: Аргументы и Факты
Черноморский флот России в Крыму

По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд долларов США.

За прошедшее время силы флота радикально сократились – почти десятикратно. Сегодня в состав Черноморского флота входит около 40 боевых кораблей и катеров, а также несколько десятков вспомогательных судов. Численность береговой авиации и сил береговой обороны также многократно уменьшилась. Ранее доминировавший в Черном море и составлявший конкуренцию в Средиземном море объединенным силам НАТО Черноморский флот теперь уступает по численности ВМС Турции на черноморском ТВД (хотя и превосходит флоты остальных черноморских стран вместе взятые, а также сохраняет более высокий по сравнению с ВМС Турции ударный потенциал за счет наличия мощных ракетных кораблей в своем составе).

В то же время обстановка на южных рубежах России стала намного более беспокойной. В 2008 году Черноморскому флоту пришлось выполнять боевые задачи в ходе Пятидневной войны с Грузией, а в 2012-13 годах корабли черноморского флота совместно с силами других флотов России, обеспечивали поставки вооружения, боевой техники, запчастей комплектующих для вооруженных сил Сирии, ведущих войну с радикальными исламистами в собственной стране. Число и продолжительность выходов в море резко возросли, в практику вернулись многомесячные боевые службы и походы в отдельные районы мирового океана. Фактически, на основе Черноморского флота разворачивается постоянное средиземноморское соединение ВМФ РФ, в составе которого регулярно задействуются корабли всех остальных флотов России. Таким образом, Черноморский флот вновь становится инструментом, предназначенным не только для охраны границ, но и для защиты интересов страны на дальних рубежах.

Вместе с тем флот пока не получал новых боевых единиц, его боеспособность поддерживается за счет ремонта и ограниченной модернизации имеющихся кораблей. По планам в ближайшие 3-4 года в состав ЧФ должны быть переданы шесть подлодок проекта 636 и такое же число фрегатов проекта 11356Р/М, строительство которых ведется в настоящее время. Это пополнение станет первым этапом модернизации корабельного состава ЧФ. В целом имеющиеся планы предусматривают сохранение имеющейся списочной численности ЧФ с постепенной заменой устаревших кораблей и вспомогательных судов в течение ближайших 10-15 лет.

Главной проблемой флота, однако, все прошедшее время оставался неопределенный статус его пребывания в Крыму - исходный договор о базировании ЧФ предусматривал вывод флота в 2017 году, при этом во время правления Виктора Ющенко неоднократно объявлялось, что соглашение продлеваться не будет. Однако в 2010 году, после прихода к власти Виктора Януковича, в Харькове было подписано соглашение о дальнейшем базировании Черноморского флота в Крыму – до 2042 года с возможностью продления еще на 5 лет.

Тем не менее одновременно ведется строительство новой базы флота в Новороссийске – поскольку гарантий того, что преемник Виктора Януковича подтвердит принятые предшественником решения, не было. Беспорядки на Украине зимой 2013-14 годов и приход к власти «правительства майдана» лишь подтвердили эти опасения. Вместе с тем с учетом событий в самом Крыму, можно ожидать, что позиции Черноморского флота там укрепятся. Это было бы исключительно удачным выходом, поскольку в силу ряда причин, от метеорологии до географии, Новороссийск не может служить главной базой ВМФ.

Севастополь как главная база сегодня - лучший порт на всем побережье Черного моря, если не вообще в бассейне Черного и Средиземного морей, и дело тут не только в достоинствах базы самой по себе, но и в ее расположении практически «над» географическим центром Черного моря. Удобство расположения позволяет флоту с опорой на Севастополь решать практически любые задачи.

Нет сомнений, что это понимают не только в Москве. А значит, споры за Крым и за базирование флота будут продолжаться.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся