Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Сергунин

Д.полит.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт РСМД

Как следует из заявлений чиновников ЕС и таких фактов, как недавний отказ представителей ЕС от обсуждения на экспертном уровне планов синхронизации стратегий ЕС и России в регионе Балтийского моря, Брюссель намерен распространить сферу конфронтации с Москвой из-за украинских событий и на этот регион. Поэтому есть все основания предполагать, что пересмотр Стратегии ЕС в РБМ, скорее всего, пойдёт по пути дальнейшего исключения России из балтийского сотрудничества.

16 апреля 2014 г. правительство Финляндии объявило об отмене намеченного на начало июня с.г. 10-го саммита Совета государств Балтийского моря (СГБМ) на уровне премьер-министров. Как дали понять финские официальные лица, отмена саммита – следствие фактического запрета руководства ЕС на проведение мероприятий на высшем уровне с участием России. Вместо саммита пройдет встреча министров окружающей среды стран СГБМ. Другие мероприятия Дней Балтийского моря, намеченные на это время, в частности, Конференция по Стратегии ЕС в регионе Балтийского моря (РБМ), очередной Балтийский форум развития (БФР), Форум неправительственных организаций Балтийского моря, культурные мероприятия, состоятся.

Одновременно Брюссель объявил о намерении пересмотреть Стратегию ЕС в РБМ, принятую в 2009 г. и регулярно обновляемую союзом. Пока неясен характер корректив, который будет внесён в эту стратегию.

С одной стороны, Латвия, которая будет председателем Совета ЕС (СЕС) в первой половине 2015 г., объявила РБМ одним из своих важнейших приоритетов. В порядке подготовки латвийского председательства в СЕС в середине апреля 2014 г. состоялось собрание госсекретарей министерств Латвии, на котором было принято решение об утверждении модели программы сотрудничества стран РБМ с общим бюджетом на 2014-2020 гг. в 264 млн евро. Программа предусматривает поощрение инноваций в регионе, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение продуктивности рабочей силы, создание и эффективное использование мультимодальных транспортных коридоров Восток — Запад и Север — Юг. В программы сотрудничества включены не только страны-члены ЕС, но и Россия, Белоруссия и Норвегия. Предполагается, что программа будет финансироваться за счет средств Европейского фонда регионального развития.

Александр Сергунин

В то же время, как следует из заявлений чиновников ЕС и таких фактов, как недавний отказ представителей ЕС от обсуждения на экспертном уровне с Минрегионразвития РФ планов синхронизации стратегий ЕС и России в РБМ, Брюссель намерен распространить сферу конфронтации с Москвой из-за украинских событий и на данный регион. Поэтому есть все основания предполагать, что пересмотр Стратегии ЕС в РБМ, скорее всего, пойдёт по пути дальнейшего исключения России из балтийского сотрудничества.

Отмена саммита СГБМ в Турку по настоянию ЕС поставила в сложное положение, прежде всего, его «хозяйку», нынешнего председателя Совета – Финляндию. Финны надеялись, что год их председательства в СГБМ станет «историей успеха», демонстрацией эффективности балтийской стратегии Хельсинки, их умения организовывать взаимодействие даже между партнёрами, которые недолюбливают друг друга. Проведение встречи министров окружающей среды стран СГБМ вместо саммита – это попытка «спасти лицо» - как своё, так и Совета.

Как отмечает Ханс Браск (Hans Brask), исполнительный директор БФР (влиятельной организации бизнесменов и политиков РБМ, немало сделавшей для продвижения интеграционых процессов на Балтике), отмена саммита в Турку не только ставит в трудное положение Финляндию или СГБМ, но и свидетельствует о серьезном кризисе всей системы регионального управления.

Есть все основания предполагать, что пересмотр Стратегии ЕС в РБМ, скорее всего, пойдёт по пути дальнейшего исключения России из балтийского сотрудничества.

Возникают вопросы: нужен ли СГБМ как таковой? Часть политических элит стран Балтии и Польши считает, что СГБМ, будучи датско-германским проектом по возрождению Ганзейского союза и вовлечению стран РБМ в макрорегиональное сотрудничество, в нынешних условиях уже не нужен. За годы, прошедшие с момента создания СГБМ (1992 г.), большая часть стран РБМ была интегрирована в ЕС и НАТО и предпочитает решать вопросы социально-экономического развития и безопасности в рамках этих институтов. Россию же, оказавшуюся «нерадивым учеником» и не оставившую своих имперских амбиций, нужно максимально маргинализировать. В институциональном плане её участие в делах РБМ нужно ограничить «партнёрствами» в рамках Северного измерения, которые нацелены на реализацию конкретных проектов при- и трансграничного сотрудничества.

Nordregio
Регион Балтийского моря

Организации же типа СГБМ, где Россия действует на равных основаниях с другими странами региона, не нужны, так как представляют собой платформы для продвижения «имперских» идей и проектов Москвы. По сути дела, эта группировка восточноевропейских политиков и экспертов предлагает «заморозить» деятельность СГБМ, как это было в своё время сделано с ОБСЕ после косовской интервенции НАТО 1999 г., где Россия также полноправный член. «Действующие лица», приходящие на смену СГБМ, всё те же – ЕС и НАТО. Последняя существенно активировала свою деятельность в регионе после начала украинского кризиса. И не только в смысле наращивания своего военного присутствия в странах РБМ, но и в плане оказания давления на Финляндию и Швецию, чтобы они отказались от их статуса неприсоединившихся государств и вошли в Североатлантический альянс.

В то же время другая часть политико-акдемических, а также бизнес-элит стран РБМ считает весьма опасными и неприемлемыми идеи по «саботажу» деятельности СГБМ и «маргинализации» России. По их мнению, подобная политика «сжигания мостов» больно ударит по экономическим интересам самих государств-членов ЕС и не сделает их положение более безопасным. Они считают ошибочным нынешний курс руководства ЕС и НАТО на перенесение конфронтационных подходов и политики санкций в отношении России на сопредельные с Восточной Европой регионы (причём, не только на Балтику, но и на Арктику).

По большому счёту, ни один из ключевых приоритетов Стратегии ЕС в РБМ не может быть реализован без участия российской стороны – будь то проекты в области энергетики или транспорта, экологии или туризма.

Эти группировки считают, что «управленческий кризис» поразил и сам Евросоюз в части его политики в РБМ. Механизм финансирования программ сотрудничества по линии Стратегии ЕС в регионе настолько забюрократизирован, а само финансирование столь мизерно, что многие страны РБМ просто игнорируют эти возможности, предпочитая находить иные средства и фонды для реализации своих проектов на Балтике. По этой причине многие содержавшиеся в оригинальной версии Стратегии ЕС в РБМ 2009 г. инициативы и проекты так и не были реализованы на практике. Недовольство ряда балтийских стран-членов ЕС, а также их региональных и местных властей вызывают ограничения на сотрудничество с их российскими партнёрами, содержащиеся как в указанной стратегии, так и сопровождавших её рабочих документах. По большому счёту, ни один из ключевых приоритетов Стратегии ЕС в РБМ не может быть реализован без участия российской стороны – будь то проекты в области энергетики или транспорта, экологии или туризма и пр. Однако по причинам политико-идеологического характера Брюссель не идёт на полноценное включение российских партнёров в программы регионального сотрудничества. Руководство ЕС не хочет замечать того обстоятельства, что своими непродуманными действиями он просто загоняет в тупик собственную же Стратегию в РБМ.

По мнению здравомыслящей части политического, делового и экспертно-аналитического сообщества РБМ, необходимо не разрушать, а наращивать накопленный опыт международного сотрудничества на Балтике. Многосторонние институты типа СГБМ способны и впредь играть важную роль в стимулировании интеграционных процессов в РБМ.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся