Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Елена Зиновьева

Д.полит.н., профессор, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики ИМИ МГИМО МИД России

Чтобы не остаться за бортом глобального информационного общества и не превратиться в объект информационного влияния, России необходима проактивная стратегия использования Интернета во внешней политике и дипломатии, международном научном и образовательном сотрудничестве.

Использование информационных технологий – это способ повысить эффективность работы и конкурентоспособность на глобальном уровне российских научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Чтобы не остаться за бортом глобального информационного общества и не превратиться в объект информационного влияния, России необходима проактивная стратегия использования Интернета во внешней политике и дипломатии, международном научном и образовательном сотрудничестве.

Интернет – угроза или возможность?

Сегодня в России развитие информационно-коммуникационных технологий рассматривается в качестве инструмента повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Количество активных пользователей всемирной сети в России, по данным на 2011 г., составило 43 млн человек, т. е. около 50% населения страны. Появились первые сайты в кириллическом домене «.рф». Интернет-сектор российской экономики составил порядка 2 % ВВП. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет работу над перечнем стратегических компаний Интернет-индустрии России, планируется ограничение иностранных инвестиций в эту отрасль. Рост внимания российских властей к инновационному потенциалу Интернета иллюстрирует и тот факт, что к участию в работе Фонда «Сколково» приглашены главы таких компаний, как Google, Cisco, Nokia и Siemens.

Большая часть российских политиков и чиновников на словах признает важность Интернета, но на практике продолжает рассматривать вопросы развития цифровых сетей исключительно в контексте рисков и угроз.

Вместе с тем есть основания утверждать, что сегодня Интернет недостаточно используется российским государством в качестве инструмента внешней политики и дипломатии, средства усиления «мягкой силы» и повышения привлекательности образа страны за рубежом. Проблема состоит в том, что большая часть российских политиков и чиновников на словах признает важность Интернета, но на практике продолжает рассматривать вопросы развития цифровых сетей исключительно в контексте рисков и угроз. Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» информационная угроза рассматривается в качестве одной из важнейших угроз национальной безопасности страны. Интернет воспринимается как канал распространения экстремизма и терроризма, навязывания чуждой идеологии и внешнеполитической пропаганды, как средство ведения информационной войны. Однако обеспечение информационной безопасности не исключает использования Интернета как средства реализации внутренних и внешних целей государства.

Последствия распространения Интернета многогранны и не исчерпываются проблематикой безопасности. Интернет как движущая сила процессов глобализации, неоднозначных по своей сути, открывает перед обществом новые перспективы. Можно выделить как минимум два перспективных направления российской внешней политики в глобальной цифровой сфере:

  • Интернет может способствовать наращиванию «мягкой силы» России, формированию ее позитивного образа на международной арене, популяризации богатого культурного наследия;
  • Интернет следует использовать для повышения уровня интеграции российской науки и образования в глобальное инновационное пространство.

Цифровая дипломатия и внешняя политика России

Одним из наиболее перспективных направлений российской цифровой дипломатии представляется вовлечение технологического российского бизнеса в реализацию публичной дипломатии.

Термин «цифровая дипломатия» изначально использовался в отношении публичной политики США, проводимой с опорой на цифровые технологии (также распространены термины «Интернет-дипломатия», «дипломатия социальных сетей» и «Web 2.0 дипломатия») [1]. Главные цели цифровой дипломатии – продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты [1]. Отметим, что цифровая дипломатия проводится американцами с опорой на крупные компании Интернет-индустрии, среди которых лидирующие позиции занимает Google. Цифровая дипломатия – лишь инструмент. Внешняя политика и цифровая дипломатия Соединенных Штатов строятся на идейных основаниях, которые эффективно воплощают бизнес-модель и информационная политика Google и других компаний Интернет-индустрии США (речь идет, в первую очередь, о ценности демократии и либеральных свобод). Одним из наиболее перспективных направлений российской цифровой дипломатии представляется вовлечение технологического российского бизнеса в реализацию публичной дипломатии. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Можно сослаться на успешный опыт поисковой компании Яндекс, которая в настоящее время обрабатывает большую часть запросов русскоязычного Интернета, социальной сети Вконтакте, популярной не только в России, но и в странах СНГ. Наметилась интеграция российских Интернет-компаний в глобальное информационное и инновационное пространство, о чем свидетельствуют, в частности, открытие офиса Яндекса в Силиконовой долине, покупка «Живого Журнала» компанией СУП. Весомый вклад в формирование позитивного образа российской политики и дипломатии вносят телеканалы «Первый канал» и «Russia Today», вещающие также и в цифровом пространстве. Созданы блоги российских государственных чиновников и дипломатов на русском и английском языках, публикуются открытые государственные данные. Компании Рунета могут быть задействованы в российской цифровой дипломатии в целях популяризации языка и культуры, налаживания информационного взаимодействия с русскоязычной диаспорой, донесения российского видения международных проблем до глобальной аудитории.

На сегодня компании Рунета не участвуют во взаимодействии с научной диаспорой. Вместе с тем некоторые форматы взаимодействия могут быть реализованы в электронном виде (проведение совместных исследований, осуществление совместных научных проектов, организация онлайн лекций и семинаров, видеоконференций). Это не заменяет «живого» присутствия, но позволяет создать условия для «дистанционного» взаимодействия и сократить затраты. Услуги компаний Рунета пользуются популярностью у русскоязычного населения независимо от места проживания. Представляется целесообразным, чтобы эти компании разработали и продвигали инициативы, направленные на взаимодействие с научной диаспорой. Так, например, можно открыть специальный информационный портал (аналогичный www.swiss-list.com), где была бы представлена информация о возможностях взаимодействия русскоязычной научной диаспоры с российскими научными институтами. В рамках этого портала можно было бы создавать каналы коммуникации, решать организационные вопросы и т.д.

Естественным барьером в коммуникациях между российским и международным научным сообществом выступает привычная ориентированность отечественных исследователей на публикации на русском языке.

Как показали результаты реализации проекта «Карта помощи», созданного для координации в социальных сетях усилий граждан по преодолению последствий лесных пожаров летом 2010 г., Интернет – важный инструмент так называемого «умного» краудсорсинга и гражданских инициатив, в том числе трансграничных. Такие проекты, как «Карта помощи», могут быть организованы не только в России, но и в трансграничном масштабе. Они позволяют решать актуальные общественные проблемы, развивать гражданское общество, повышать эффективность взаимодействия власти и общества, формировать позитивный образ страны за рубежом. Реализация проектов, аналогичных «Карте помощи», эффективна в социальных сетях, таких, например, как Вконтакте.

Для разработки российской стратегии необходимо проанализировать примеры наиболее успешных инициатив в области цифровой дипломатии и опыт взаимодействия с бизнесом различных государств. При этом важно не подменять уже существующие направления российскими аналогами, а искать свою нишу, задавать российские стандарты, получая «преимущества первопроходца» (first step advantage). В этом контексте показателен пример катарской телекомпании «Аль-Джазира», которая, с одной стороны, усвоила лучшие западные стандарты вещания, а с другой – предложила принципиально новое, востребованное рынком собственное видение новостной повестки дня и глобальной политики.

Российская наука и образование: потенциал использования информационных технологий

Интернет предлагает неограниченные возможности для развития науки и образования. Однако естественным барьером в коммуникациях между российским и международным научным сообществом выступает привычная ориентированность отечественных исследователей на публикации на русском языке. Прямым и очевидным следствием этого факта является изолированность российской науки от науки мировой. Наши ученые варятся в собственном соку, публикуются в журналах, которые в нерусскоязычном мире никто не читает, что отрицательно сказывается на привлекательности за рубежом образа российского образования и государства в целом.

В настоящее время популярность и авторитетность любого вуза определяются его местом в международных рейтингах, зависящих от индекса цитирования, который отражает уровень развития науки в образовательном учреждении. Российские вузы традиционно занимают невысокие позиции в рейтингах и глобальных научных индексах цитирования, что снижает их узнаваемость и негативно сказывается на престиже российского образования. Включение российского образования в глобальную информационную среду будет способствовать вовлечению российских исследователей в международные научные проекты и, как следствие, развитию образования и науки в нашей стране. Подобный опыт у российских вузов уже есть: например, в МГИМО (У) МИД России действует программа обучения совместно с Берлинским университетом, реализация которой стала в принципе возможной во многом благодаря Интернет-технологиям.

Для повышения уровня цитирования российских научных публикаций возможно создание цифровых библиотек, обеспечивающих удобный доступ к цифровому научному контенту, в частности, через сотрудничество с уже существующими проектами «Google Books» и «Google Scholar» («Google Scholar» ведет индекс цитирования научной литературы). Реализация подобных проектов будет способствовать не только интеграции российской науки в науку мировую, но и большей узнаваемости богатого российского научного и культурного наследия за рубежом, что, несомненно, благоприятно скажется на имидже нашей страны.

Цифровые библиотеки лишь косвенно могут решить проблему с цитированием, повышая узнаваемость научных публикаций и их авторов. Более перспективной представляется работа с индексами цитирования. В настоящее время наиболее популярны в глобальном масштабе индексы Web of Science, Scopus. Они работают с ограниченным числом российских научных журналов, особенно в сфере общественных наук. В России создан Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Обеспечив взаимодействие и совместимость РИНЦ и наиболее авторитетных глобальных индексов, можно было бы повысить узнаваемость и цитируемость российских научных публикаций. Кроме того, перспективным представляется расширение охвата РИНЦ за счет русскоязычных научных журналов, в том числе выходящих на пространстве СНГ. Это позволило бы укрепить позиции России как научного центра региона.

Использование информационных технологий – это способ повысить эффективность работы и конкурентоспособность на глобальном уровне российских научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Вместе с тем индексы – это лишь инструмент, и всех проблем они не решают. Необходимы актуальные идеи, отличающиеся научной новизной, увеличение числа публикаций на английском языке и авторитетных анонимно рецензируемых научных журналов. Важным фактором интеграции российской науки в мировую научную сферу может стать активное взаимодействие с научной диаспорой, в том числе через цифровые каналы коммуникации.

Российские вузы должны привыкнуть к мысли о необходимости выработки информационной стратегии, ориентированной на использование Интернет-технологий, развития дистанционной межвузовской и международной научной кооперации. Пока же наши вузы зачастую даже не имеют сайтов на английском языке, не предоставляют зарубежным студентам актуальную информацию о содержании образовательных программ, условиях обучения, научно-исследовательских проектах. Отсутствие доступной пониманию иностранцев информации о вузе – одна из главных причин невысокого числа зарубежных студентов, выбирающих для своего обучения Россию.

Проснувшись в глобальном мире, российские научные и образовательные учреждения столкнулись с жесткой конкуренцией и теперь должны перенимать приемы и стратегии, характерные для бизнеса, давно приученного к работе в подобных условиях. Использование информационных технологий – это способ повысить эффективность работы и конкурентоспособность на глобальном уровне российских научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Таким образом, Россия нуждается в новых внешнеполитических проектах в цифровой сфере, которые были бы направлены на укрепление «мягкой силы», развитие науки, технологий, образования. При реализации таких проектов государство должно учитывать не только угрозы, но и возможности электронной информационной среды. Кроме того, необходимо задействовать ресурсы цифрового бизнеса и общественных организаций, накопивших за последние двадцать лет активного развития Рунета значительный опыт в той сфере, до которой у государства начали доходить руки только сейчас.

1. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109–122.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся