Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

7 декабря 2022 г. на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) был проведен круглый стол «США и Китай: от сотрудничества к конфронтации», посвященный презентации доклада «Перспективы внешней политики США в отношении Китая: значение для России» и дискуссии по его основным положениям. Первая сессия круглого стола была посвящена вопросам глобального соперничества США и Китая, в рамках второй сессии эксперты обсудили ключевые аспекты политики Соединенных Штатов в отношении КНР.

В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:

  • Василий Кашин, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, член РСМД.

  • Павел Шариков, доцент кафедры региональных проблем мировой политики Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, в.н.с. Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.

  • Лев Сокольщик, доцент Департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

  • Ксения Бондаренко, старший преподаватель Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

  • Эдуард Галимуллин, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

  • Юлия Сокольщик, программный координатор РСМД.

Со вступительным словом выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев. Модерировали дискуссию программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева и программный координатор РСМД Юлия Сокольщик.

7 декабря 2022 г. на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) был проведен круглый стол «США и Китай: от сотрудничества к конфронтации», посвященный презентации доклада «Перспективы внешней политики США в отношении Китая: значение для России» и дискуссии по его основным положениям. Первая сессия круглого стола была посвящена вопросам глобального соперничества США и Китая, в рамках второй сессии эксперты обсудили ключевые аспекты политики Соединенных Штатов в отношении КНР.

В качестве спикеров в мероприятии приняли участие:

  • Василий Кашин, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, член РСМД.

  • Павел Шариков, доцент кафедры региональных проблем мировой политики Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, в.н.с. Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.

  • Лев Сокольщик, доцент Департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

  • Ксения Бондаренко, старший преподаватель Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

  • Эдуард Галимуллин, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ.

  • Юлия Сокольщик, программный координатор РСМД.

Со вступительным словом выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев. Модерировали дискуссию программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева и программный координатор РСМД Юлия Сокольщик.

Тезисы

Иван Тимофеев, программный директор РСМД

  • По понятным причинам американо-китайские отношения представляют собой нерв мировой политики, поскольку речь идет о двух крупных экономиках. США открыто воспринимают Китай как соперника, ведут политику по сдерживанию КНР. Китай в ответе более сдержан, хотя специалисты понимают, что Китай адекватно оценивает те вызовы, которые исходят от Соединенных Штатов и предпринимает меры, чтобы быть готовым к разным сценариям, в том числе к худшим.

  • С 2020 г. появился ряд новых вводных, в числе которых — ухудшение отношений России со странами Запада, прежде всего, США. Это ухудшение носит стабильно долгосрочный характер. Вместе с тем очевидно, что на фоне конфронтации с Западом Китай становится для России уникальным партнером в силу разных причин. Темпы и характер сближения будут в том числе зависеть от развития отношений США и Китая.

Наталья Вяхирева, программный менеджер РСМД

  • На сегодняшний момент отношения США и Китая можно назвать конфронтационными. США до сих пор сохраняют лидерские позиции, о полной потере лидерства говорить преждевременно. Тем не менее определенные вызовы американскому лидерству есть, одна из стран, от которых они исходят — это Китай. История показывает, что конфронтационный характер отношения США и Китая носили не всегда, ему предшествовал период сотрудничества. На современном этапе конфронтация касается практически всех сфер, от экономики до геополитики и идеологии, но центральная ось этих противоречий находится в сфере экономики и торговли.

Лев Сокольщик, доцент Департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Ключевые тенденции развития глобальной экономики и политики:

1) Трансформация мирового порядка

  • Происходит ослабевание прежнего лидерства США, а также эрозия сложившегося мирового порядка. Сейчас потенциалы сил переходят в другие регионы, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанский регион, где КНР выступает перехватчиком инициативы США в ключевых сферах мировой политики и экономики.

  • На фоне эрозии устоявшегося мирового порядка происходит осыпание системы договоров. Стратегическая стабильность приходит в упадок, что является серьезным вызовом для всего мирового сообщества и политики, так как это может привести к фронтальному обострению геополитических, военных рисков в разных регионах.

2) Усугубление климатического кризиса, сопровождающегося эрозией и деградацией окружающей среды

  • В этом вопросе правительство США ставит для себя амбициозную цель — возглавить борьбу с изменением климата путем создания глобальной системы климатического регулирования.

  • Механизмы по борьбе с изменением климата могут быть использованы для реализации власти на глобальном уровне.

  • Таким образом, сторона, которая будут задавать правила климатического регулирования, будет стремиться использовать эти самые правила в своих политических интересах.

3) Проблема неравенства в глобальном измерении

  • Проблема неравенства как между регионами и странами, так и внутри отдельных стран влияет на формирование внешне- и внутриполитического курса государств. Отсюда вытекают такие тенденции, как: радикализация и поляризация политического поля, рост популизма.

4) Цифровизация и новый технологический переход

  • Цифровизация и новый технологический переход являются предметом соперничества между Китаем и США, т.к это факторы экономической власти и политического доминирования в мире.

  • Технологии обеспечивают не только цифровой суверенитет, но и потенциал реализации власти.

5) Регионализация

  • Набирает силу тенденция экономического регионализма, в основе которого лежат мотивы политической целесообразности. Возможно, регионализация станет промежуточной фазой перед новым этапом глобализации, но уже в условиях переформатированных международных отношений.

Ключевые тенденции в двухсторонних отношениях США и Китая:

1) Текущие двусторонние отношения несут в себе ощутимые риски

  • Несмотря на то, что на политическом уровне между Китаем и США возрастает конфронтация, в экономике сохраняется взаимозависимость, что несет в себе риски декаплинга.

  • Китай сильно продвинулся в создании двухконтурной экономической циркуляции и стремится развивать свою экономику не только на внешнеэкономическом уровне, но и создавать собственный внутренний платежеспособный рынок, который способствовал бы дальнейшему росту государственной экономики.

2) Цели США:

  • Продолжать оказывать влияние на формирование международного порядка; борьба с современными экологическими и эпидемиологическими рисками; создание правил нового технологического доминирования.

  • Основная задача: сдерживание основных конкурентов (Китая, России) при реализации поставленных целей.

  • Китай воспринимается как стратегический долгосрочный противник, обладающий полным спектром ресурсов для того, чтобы бросить вызов лидерству США.

  • Россия рассматривается как мультипликатор китайской мощи в экономическом, военно-стратегическом плане, а также как партнер по взаимному адаптированную к рискам.

3 потенциальных сценария развития соперничества между США и Китаем, а также последствия реконфигурации мирового порядка:

  • Восстановление однополярной системы (во главе США или Китай);

  • Установление гибридной биполярности (США и Китай создадут гибкую биполярность, которая будет характеризоваться различными региональные подсистемами и меньшей идеологизацией соперничества);

  • Установление многополярной системы (каждый из ключевых игроков получит возможность реализовать свою собственную модель современного устройства в региональном и глобальном масштабе);

Василий Кашин, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, член РСМД

  • Развитие противостояния США и Китая может иметь глубокие последствия для экономики и политики России, включая развитие конфликта на Украине.

  • США осознают глубину технологического вызова Китая, поэтому можно наблюдать попытки Америки замедлить технологическое развитие Китая путем разворачивания технологической войны, а также попытки подорвать китайский промышленный потенциал.

  • Если экономические цепочки между США и Китаем будут разорваны, то мир ждет экономическая катастрофа, а также откат в технологическом развитии, который повлечет за собой перевод экономик на чрезвычайные рельсы.

  • Китай на официальном уровне отрицает наличие амбиций к мировому лидерству, но глядя на содержание китайской политики, можно наблюдать переход к повышению роли Китая во всех вопросах глобального управления с попыткой создать круг стран, которые будут поддерживать растущие китайские инициативы.

  • США смирились с возрастающей мощью Китая, так как Америка была уверена в неизбежной эволюции китайской политической системы под влиянием базовых экономических факторов (открытость миру, экспортно-ориентированная рыночная экономика, расширение частной собственности, применение современных информационно-коммуникационных технологий).

  • США верили, что политика вовлечения Китая в сотрудничество поспособствует трансформации не только самой политики, но и китайского государства в целом, что приведет к превращению Китая в увеличенную версию Японии (т.е экономически влиятельную, но политически аморфную, принимающую главенствую роль США).

  • США приближаются к принятию нового закона в отношении Тайваня, который содержит радикальные изменения для политики США на этом направлении (придание Тайваню статуса главного союзника США вне НАТО).

Павел Шариков, доцент кафедры региональных проблем мировой политики Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, в.н.с. Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.

  • Правление Дж. Байдена отмечается развитием новой риторики в отношениях с Китаем, так как помимо экономических противоречий, геополитическое соперничество складывается в долгосрочную тенденцию.

  • Политика Дж. Байдена сильно контрастирует с политикой изоляционизма Д. Трампа, так как Байден стремится обновить отношения с западными демократиями и объединить их в единую силу, при этом он планирует конкурировать с автократиями.

  • Китай и США соперничают за мировое господство, при этом сама идея о том, что Америка стремится к мировому лидерству подвергается сомнению, так как внутри страны политика гегемонии воспринимается плохо, что может отразиться на настроении избирателей.

  • Холодную войну между СССР и США нельзя назвать войной, так как у данного события нет точной даты начала. Кроме того, СССР и США не вступили в прямой военный конфликт и вели интенсивное экономическое сотрудничество. Ядерный фактор — это единственная причина, по которой холодную войну можно считать войной.

Эдуард Галимуллин, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

  • Что касается сферы интеграционных проектов, после кризиса 2008 г. Китай взял курс на вытеснение США в АТР, где ведущие роли в продвижении интеграционных проектов играли экономически развитые государства прозападной ориентации. Параллельно интегрировался в существующие институты.

  • В 2013 г. Китай анонсировал свой проект «Один пояс, один путь». Инвестиции и выдача кредитов имели политический подтекст: ОПОП позволял Китаю включать новые страны в сферу своего влияния. Проект был нацелен также на решение внутренних вопросов Китая.

  • Последовал незамедлительный ответ администрации Б. Обамы (ТТИП и ТТП). Выход Д. Трампа негативно повлиял на развитие ТТП, оно утратило свой первоначальный смысл. Однако при текущей администрации вновь взят курс на формирование партнерств (февраль 2022 г. — Индо-Тихоокеанская экономическая инициатива).

  • В условиях американо-китайского соперничества «middle powers», скорее всего, будут стремиться максимизировать выгоды от балансирования интересов великих держав.

Ксения Бондаренко, старший преподаватель Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

  • США — это стана потребитель с отрицательным счетом текущих операций, отрицательным бюджетом и низкой нормой сбережения. Китай же, наоборот, обладает высокой нормой сбережения и достаточно низкой нормой потребления. Разница между нормой потребления и сбережения релоцируется из Китая в США в виде торговых потоков и инвестиций (прямых и портфельных).

  • В 2020 г. Китай вышел на первое место в мире по объему международной торговли, достигнув 20% доли, обогнав США.

  • В последние годы можно наблюдать процесс дедолларизации в резервах и объемах международной торговли Китая, а также тренд на избавление от бондов государственных облигаций США. Возможными причинами являются сильно растущий государственный долг США, а также геополитические факторы.

  • Китай создал свою собственную систему CIPS (аналог СВИФТ), которая позволяет осуществлять торговые операции без долларов США, что будет оказывать существенное влияние на объемы торговли Китая.

Юлия Сокольщик, программный координатор РСМД

  • Китай остается мишенью ограничительных мер США с середины XX века. На ранних этапах американские санкции в отношении Китая в основном представляли собой ограничения на поставку вооружений и военной техники, а также соответствующих технологий, а также ограничения, затрагивающие вопросы помощи развитию, меры в области экспортного контроля в части товаров и технологий двойного назначения. В целом, с момента отмены торгового эмбарго и до недавнего времени США воздерживались от введения более серьезных ограничений против Китая. С 2017 г. санкции приобретают качественно новый характер.

  • Есть три основным мотива, в соответствии с которыми США вводят против Китая санкции: обвинения в промышленном шпионаже, обвинения в недобросовестных торгово-экономических практиках, обвинения в нарушениях прав человеках.

  • Можно выделить четыре ключевые тенденции современной санкционной политики США против Китая: 1) параллельное использование санкций и ведение торговой войны, 2) создание условий Соединенными Штатами, в которых торговые партнеры фактически вынуждены пересматривать свои отношения с Китаем (вторичные санкции и принудительные меры, координация санкционных политик, особенности режима экспортного контроля США), 3) внимание развитию санкционных механизмов со стороны Конгресса США, 4) основная направленность на технологическое сдерживание и ведущая роль Минторга США.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся