Блог Дениса Хоменко

Содержание понятия «национальные интересы» во внешней политике Российской Федерации в 2000-2015 годах

15 мая 2024
Распечатать

Аннотация

Содержание понятия «национальные интересы» во внешней политике Российской Федерации в 2000-2015 годах стало императивом стратегии национальной безопасности России в связи с тем, что новый Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович в качестве одной из гарантий восстановления геополитического статуса мировой державы предложил путь восстановления культурно-исторических и социально-экономических связей со странами постсоветского ближнего зарубежья.

Однако, следует заметить, что внешнеполитические национальные интересы России вошли во всестороннее противоречие с прозападными антироссийскими геополитическими тенденциями, возникшими на территории постсоветского пространства стран ближнего зарубежья вследствие катастрофического распада Советского Союза.

Поэтому, начиная с 2000 года внешняя политика России в сфере защиты национальных интересов в сфере восстановления единства культурно-исторической общности Русского мира, стала стратегически более целеустремленной в контексте активной защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

В сферу внешней политики в контексте защиты национальных интересов входит не только мониторинг угроз национальной безопасности, возможность миротворческих и антитеррористических операций, но и, главным образом, взаимодействие в областях дипломатии и культуры в целом и общем.

 1619286518_51-phonoteka_org-p-den-rossiiskogo-flaga-fon-56.jpg

Источник: politobzor.ru

Введение

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [26].

Согласно справочнику Министерства обороны Российской Федерации по терминологии в оборонной сфере представлено следующее определение понятия «национальная безопасность», – это «состояние общественных отношений, гарантирующее защищённость жизненно важных интересов страны от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [14].

Новым подходом к понятию безопасности России предлагается Васильевым С. такое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, которое достигается «совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и в международных отношениях» [4].

Противостояние внешним угрозам, в основном, регулируется в соответствии с военными доктринами, а внутренним – стратегиями национальной безопасности в целом. Таким образом, развитие понятия «национальные интересы» во внешней политике Российской Федерации конкретизируется в соответствии с положениями военных доктрин и стратегий национальной безопасности России.

В стратегии до 2020 года России от 2009 года национальная безопасность характеризуется как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства [19].

Также определены стратегические национальные приоритеты, одним из которых является приоритет обеспечения достойного качества и уровня жизни граждан государства. По мнению доктора экономических наук Финансового университета, при Правительстве Российской Федерации к индикаторам обеспечения безопасности в данной области относятся удовлетворенность гражданами степенью защищенности своих конституционных прав, продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень безработицы, уровень расходов на культуру [9].

С данной ролью значения национальных интересов в контексте обеспечения достойного уровня жизни также согласна кандидат исторических наук Гостева Снежана Руслановна Московского государственного университета путей сообщения в работе на тему «Достойные качество и уровень жизни – важное условие обеспечения национальной безопасности» [6].

В стратегии России от 2021 года сказано, что целями внешней политики являются создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны – что подтверждает верность одного из самых главных стратегических национальных приоритетов – приоритет обеспечения достойного качества и уровня жизни граждан государства [24].

Таким образом, национальные интересы Российской Федерации в контексте внешнеполитической деятельности находят свое отражение в таких доктринальных документах, как Военная доктрина Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Так, 31 марта 2023 года в тексте Концепции внешней политики РФ принято понятие Русского мира, как культурно-цивилизационной общности (имеющей более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности) [25]. Также в авторской статье «Проблема «Русского мира»: теория и историография» есть одно из определений понятия «Русский мир» [33], расколотого вследствие распада СССР [34].

Постановка проблемы

Реальная политика – вид государственного политического курса, который в 1853 году был предложен историком Германского союза Людвигом Августом фон Рохау. Сущность такого курса – отказ от использования любой идеологии в качестве основы государственного курса. Реальная политика исходит прежде всего из практических соображений.

По сути, именно методика так именуемой реальной политики является приоритетом защиты национальных интересов во внешней и внутренней политике современного государства в суровых условиях глобализации многополярного мира.

По Конституции России никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. Однако, в условиях современной информационной войны идеологический критерий в контексте реальной политики приобретает новый смысл – смысл защиты национальных интересов на государственном уровне.

Член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Шейкин Артем Геннадьевич определяет информационную войну как «войну без правил, без видимых разрушений и порой даже без четко определенного противника» [35].

Об актуальности происходящего, в частности, говорит текст Федерального закона от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», регулирующий противодействие фейкам в контексте борьбы с угрозами национальной безопасности на информационном уровне [32].

Именно национальные интересы являются теми самыми культурно-историческими границами, гарантирующими безопасность российского общества извне и изнутри.

В 2016 году в своей статье «Зачем нужны «национальные интересы»?» доцент Московского государственного института международных отношений и преподаватель программы «Российские и евразийские исследования» в Европейском университете в Санкт-Петербурге Михаил Троицкий констатирует, что «сегодня поддержка соотечественников в других странах мира разделяется в качестве цели внешней политики значительным числом россиян» [22]. Также исследователь утверждает, что многие представители внешнеполитического сообщества оперируют понятием «Русский мир».

Однако, профессор МГИМО МИД России, эксперт Института Кеннана в Вашингтоне Игорь Зевелёв в 2014 году в своей статье «Границы русского мира. Трансформация национальной идентичности и новая внешнеполитическая доктрина России» считал, что: «В постсоветской России существует вялая политика по отношению к соотечественникам и умеренная концепция русского мира» [8].

Заместитель же главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Александр Соловьев вообще пришел к выводу, что по состоянию на 2015 год «в России еще нет нации – ее только предстоит создать» [21].

Заведующий кафедрой мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Кортунов Сергей Вадимович в своей работе «Национальные интересы России в мире» считает, что проблему безопасности России невозможно синхронизировать с сугубо национальной государственностью, поскольку российское государство является наднациональным [11].

Наконец, кандидат исторических наук, заведующий отделом международно-политических проблем ИМЭМО им. Е.М. Примакова Российской Академии Наук Николай Косолапов в своей работе «Общесистемные интересы вместо национальных» говорит: «что, когда одни мыслят критериями истории и геополитики, а другие – экономики и престижа, прийти к согласию относительно конкретного национального интереса невозможно» [10].

Поэтому проблема понятия «национальные интересы» по состоянию на период с 2000 по 2015 годы состоит в отсутствии окончательного научного определения. Но в нормативном отношении является достаточно определенным в контексте стратегии национальной безопасности и императивов внешней и внутренней политики России (о чем речь пойдет в результатах исследования).

Ведь суть в том, что в условиях глобализации и информационного противостояния внешняя и внутренняя политика вместе образуют единое поле стратегии национальной безопасности. Понятие национальных интересов имеет глобальное значение, поскольку объединяет в себе структурные элементы всех четырех сфер общества: духовной (культурной), политической, экономической, социальной.

Результаты исследования

Согласно указу Президента России от 10.01.2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики [31].

Развитие идентификации национальных интересов в 2000 году именно в контексте экономической парадигмы аргументировано фактом кризисного состояния российской экономики.

В стратегии, например, национальной безопасности США от 2002 года американские национальные интересы основываются на «ярко выраженном американском интернационализме» [20]. То есть, внешнеполитические национальные интересы США обосновывают американские претензии, по сути, на так называемое мировое господство. Данное положение является нарушением принципа равноправия народов мира статьи 1 пункта 2 Устава ООН [23].

Соответственно указу Президента России от 12.05.2009 года № 537 (ред. от 01.07.2014 года) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» одним из главных национальных интересов России является установка на превращение Российской Федерации в мировую державу в условиях многополярного мира [27] Данная установка связана с необходимостью защиты культурно-исторических интересов России в условиях многополярного мира и принята в ответ на всемирные амбиции национальных интересов США.

В частности, доктора политических наук Санкт-Петербургского государственного университета Конышев Валерий Николаевич и Александр Анатольевич Сергунин так охарактеризовали данную позицию США: «настораживает также установка администрации Обамы на то чтобы считать США воплощением универсальных ценностей, которые должны быть распространены по всему миру» [12].

В соответствии с указом Президента России от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» констатируется факт того, что происходит возрождение российских духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем, утверждается, что «проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах» [28].

Также в стратегии России от 2015 года стратегической целью обеспечения национальной безопасности является повышение качества жизни российских граждан.

Как было сказано выше, одним из направлений защиты российских национальных интересов является внешняя политика в сфере российско-украинских отношений. Здесь следует сразу заметить, что не только процесс расширения НАТО на восток спровоцировал украинский кризис, но и резко упавший вследствие распада СССР уровень развития российско-украинских отношений в сфере культурно-исторических связей [33].

Итак, в 2005 году глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов заявил, что пребывание Черноморского флота РФ в Автономной Республике Крым (согласованное в рамках российско-украинского договора о статусе и условиях пребывания Черноморского флота от 1997 года) противоречит национальным интересам Украины [15].

В 2008 году Президент США Джордж Буш-старший подтвердил, что США поддерживают решение Украины относительно процесса дальнейшего продвижения по пути вступления в состав проамериканского военного блока НАТО [2]. Последнее же согласно пункту «а» статьи 12 военной доктрины России от 2015 года признается одной из главных угроз военной и национальной безопасности России [3].

Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО, кандидат экономических наук Данилов Дмитрий Александрович характеризует стратегию национальной безопасности Украины от 2015 года как таковую, которая будет строиться на антироссийской внешней политике [7].

Согласно указу Президента России от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации», главной целью военного развития государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов.

В указе Президента России от 05.02.2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» подтверждается приверженность «использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников» [29].

Обращает на себя внимание факт разнообразия инструментов защиты интересов постольку, поскольку, действительно, национальные интересы являются всеобъемлющим явлением мировой политики, экономики, культуры и так далее.

Военная безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, что коррелируется с функциональными свойствами стратегии национальной безопасности в целом.

В Военной доктрине Российской Федерации (утвержденной Президентом России 25.12.2014 года № Пр-2976) «отражена приверженность к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера» [5].

Таким образом, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, профессор Пляскин Владислав Петрович в своей работе «Россия на пути укрепления государственности и модернизации» в 2014 году резюмирует, что цель преобразований во внешнеполитической сфере России направлена на защиту национальных интересов и возрастание ее роли на мировой арене [16].

Вместе с тем, под руководством доктора исторических наук Подберезкина Алексея Ивановича в центре военно-политических исследований МГИМО России продолжается поиск Проекта долгосрочной стратегии национальной безопасности России [17].

Проблема всесторонней, своевременной, полноценной защиты национальных интересов актуальна не только в сфере внешней политики, но и, в особенности, во внутренней политике также – о чем говорит указ Президента России от 11.08.2003 года № 960 (ред. от 27.02.2023 года) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». В данном документе регламентируются полномочия ФСБ России в сфере «обеспечения национальных интересов, в прогнозировании, выявлении, анализе и оценке угроз безопасности Российской Федерации, а также разрабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации таких угроз» [30].

Таким образом, как заметил в 2014 году по итогам воссоединения Крыма с Россией Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович: «Россия доказала, что способна отстаивать свои национальные интересы» [18].

Разумеется, это только начало пути. Ведь, по сути, в период с 1991 по 2000 годы наблюдался процесс систематической дискриминации российских интересов. А в период с 2000 по 2015 годы – давление со стороны потенциальных противников с целью недопущения восстановления интересов России.

В 2015 году Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич заявил, что Россия отстаивает в Сирии свои национальные интересы [13].

В 2006 году Президент США Джордж Буш-старший вообще объявил космос зоной американских национальных интересов [1].

Поэтому окончательное определение понятия «национальные интересы» непременно синхронизируется не только с государственным обеспечением национальной безопасности в сферах внешней и внутренней политики, но и должно соответствовать пунктам статей Устава Организации Объединённых наций о недопущении нарушения межнациональных внутригосударственных и международных прав. Последнее грозит проявлением национализма, шовинизма, неонацизма, расизма, применением запрещенных методов ведения военных действий и так далее.

Непременно, в период с 2000 по 2015 годы, в условиях всемирной глобализации во главе с США и возрастающей роли многополярного мира, национальные интересы России во внешней политике, определенно, кристаллизировались в крайней необходимости полноценного обеспечения национальной безопасности и достижении цивилизационной роли России как мировой державы и лидера культурно-исторической общности Русского мира.

Заключение

Таким образом, на основании анализа имеющихся определений понятия «национальный интерес» автор настоящей научной статьи приходит к выводу, что

национальный интерес России – это обязанность государственной власти оборонять многонациональный народ Российской Федерации от внутренних и внешних угроз, обязанность обеспечивать достойный уровень жизни и целостность культурно-исторических ценностей граждан России, а также обязанность недопущения межнациональных конфликтов во внутригосударственных и международных отношениях в соответствии с Конституцией России и Уставом ООН.

Одной из первостепенных задач стратегии национальной безопасности в контексте внешней и внутренней политики является превентивное реагирование на потенциальные угрозы сепаратизма вследствие межнациональных противоречий. Поэтому национальным интересом в сфере обеспечения национальной безопасности является недопущение появления национализма как идеологии, появления религиозного фанатизма, проявлений социальной несправедливости.

В контексте защиты национальных интересов во внешней политике в условиях глобализации и столкновения цивилизаций Россия борется за восстановление единства культурно-исторической общности Русского мира, расколотого вследствие распада Российской империи и Советского Союза, а также продолжающегося украинского кризиса (спровоцированного процессом расширения НАТО на восток и недостаточностью уровня развития российско-украинских отношений).

В контексте культурного влияния во внешней политике национальные интересы России представлены в таких сферах, как содействие добровольному переселению соотечественников, процедура упрощенного принятия российского гражданства для украинцев, организация и проведения мероприятий с целью представления российской культуры и истории в мире.

Также с целью содействия развитию процесса евразийской интеграции России уделяется активное внимание взаимодействию культурно-исторических общностей Русского и Исламского миров. Суть в том, что Россия исторически находится на соприкосновении европейской и азиатской цивилизаций, образуя сопряжение евразийской цивилизации.

Таким образом, основными национальными интересами России являются:

- обязанность государственной власти оборонять многонациональный народ Российской Федерации от внутренних и внешних угроз;

- обязанность государственной власти Российской Федерации обеспечивать достойный уровень жизни граждан России;

- обязанность государственной власти Российской Федерации обеспечивать целостность культурно-исторических ценностей граждан России;

- реализация превентивных мер относительно потенциальных межнациональных конфликтов на территории Российской Федерации;

- восстановление единства культурно-исторической общности Русского мира;

- взаимодействие культурно-исторических общностей Русского и Исламского миров;

- развитие евразийской интеграции.

По сути, приоритет защиты национальных интересов во внешней и внутренней политике Российской Федерации является основанием для продвижения реальной политики в суровых условиях глобализации многополярного мира и противостояния цивилизаций.

Таким образом, содержание понятия «национальные интересы» во внешней политике Российской Федерации в 2000-2015 годах с целью преодоления последствий дискриминации национальных интересов России вследствие распада СССР эволюционировало в начале XXI века до уровня защиты и продвижения российских геополитических, культурно-исторических, частично экономических интересов в мире.

В отличие от содержания понятия «национальные интересы» во внешней политике Российской Федерации в 1991-2000 годах в начале XXI века произошел закономерный процесс частичного восстановления утраченных геополитических позиций, положивший основу для дальнейшего укрепления и продвижения интересов российского государства и общества.

Таким образом, национальные интересы создают основу для превентивного выявления, реагирования, преодоления последствий угроз национальной безопасности. Также национальные интересы отдельно взятого государства должны соответствовать общепринятым нормам Устава Организации Объединенных наций, принятому на основании победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Поскольку внешняя политика государства относится именно к сфере международных отношений, означающих собою конкретно межнациональные отношения в частности.

Поэтому внешнеполитический аспект в сфере защиты интересов означает собой также дипломатию, культурное взаимодействие, миротворческие антитеррористические операции. Государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своих граждан внутри государства и защищающее своих граждан и соотечественников за границей гарантирует стабильность и достаточный уровень национальной безопасности в соответствии с соблюдением интересов других наций, международных отношений в целом, а также национальных интересов других государств.

Список литературы

1. Буш объявил космос зоной национальных интересов США // Lenta.ru. 2006. URL: https://lenta.ru/news/2006/10/18/space/ (дата обращения: 02.02.2024)

2. Буш: «США поддерживают смелое решение Украины» // Голос Америки. 2008. URL: https://www.golosameriki.com/a/a-33-2008-04-01-voa11/592670.html (дата обращения: 02.02.2024)

3. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // КонсультантПлюс. 2014. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/bc3ab3b04947fc07f452721c58aacccf873d06b6/ (дата обращения: 02.02.2024)

4. Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 1999. URL: http://www.fsb.ru/fsb/smi/interview/single.htm%21id%3D10342780%40fsbSmi.html (дата обращения: 02.02.2024)

5. Военная доктрина Российской Федерации (утвержденной Президентом России 25.12.2014 года № Пр-2976) // КонсультантПлюс. 2014. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/ (дата обращения: 02.02.2024)

6. Гостева С.Р. Достойные качество и уровень жизни граждан – важное условие обеспечения национальной безопасности России // Издательство ГРАМОТА. 2011. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_1_15.pdf (дата обращения: 02.02.2024)

7. Данилов Д.А. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений // МГИМО университет. 2016. URL: https://mgimo.ru/library/publications/strategiya_natsionalnoy_bezopasnosti_ukrainy_vozmozhnye_posledstviya_dlya_rossiysko_ukrainskikh_otno/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 02.02.2024)

8. Зевелев И. Границы русского мира // Россия в глобальной политике. 2014. URL: https://globalaffairs.ru/articles/graniczy-russkogo-mira/ (дата обращения: 02.02.2024)

9. Зубец А.Н. Качество жизни и национальная безопасность в России // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-i-natsionalnaya-bezopasnost-v-rossii/viewer (дата обращения: 02.02.2024)

10. Косолапов Н. Общесистемные интересы вместо национальных // Россия в глобальной политике. 2016. URL: https://globalaffairs.ru/articles/obshhesistemnye-interesy-vmesto-naczionalnyh/ (дата обращения: 02.02.2024)

11. Кортунов С.В. Национальные интересы России в мире // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2009.

12. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегия национальной безопасности Б.Обамы // Санкт-Петербургский государственный университет. 2010. URL: https://i-sng.ru/observer/observer/N12_2010/087_095.pdf (дата обращения: 02.02.2024)

13. Медведев: Россия отстаивает в Сирии свои национальные интересы // Ведомости. 2015. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/10/17/613241-medvedev-rossiya-otstaivaet-v-sirii-svoi-natsionalnie-interesi (дата обращения: 02.02.2024)

14. Национальная безопасность // Министерство обороны Российской Федерации по терминологии в оборонной сфере. 2024. URL: https://dictionary.mil.ru/dictionary/Terminy-RVSN/item/141685/ (дата обращения: 02.02.2024)

15. Провокация по-киевски // РЖД.ТВ. 2005. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=751487 (дата обращения: 02.02.2024)

16. Пляскин В.П. «Россия на пути укрепления государственности и модернизации» // Наука. Общество. Оборона. 2014. URL: https://www.noo-journal.ru/2014-2-3/article-0030/ (дата обращения: 02.02.2024)

17. Проект долгосрочной стратегии национальной безопасности России с методологическими и методическими комментариями / [А.И. Подберезкин (рук. авт. кол.) и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Центр военно-политических исследований. — М.: МГИМО–Университет, 2016. — 88 с.

18. Путин: Россия доказала, что способна отстаивать свои национальные интересы. // Единая Россия. 2014. URL: https://er.ru/activity/news/putin-rossiya-dokazala-chto-sposobna-otstaivat-svoi-nacionalnye-interesy_124425 (дата обращения: 02.02.2024)

19. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Президент России. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 02.02.2024)

20. Стратегия национальной безопасности США от 2002 года // Российский правовой портал: библиотека Пашкова. 2011. URL: https://constitutions.ru/?p=5292 (дата обращения: 02.02.2024)

21. Соловьев А. Национальный интерес. Проблемы конструирования. Руководство к действию // Россия в глобальной политике. 2021. URL: https://globalaffairs.ru/articles/naczionalnyj-interes-rukovodstvo/ (дата обращения: 02.02.2024)

22. Троицкий М. Зачем нужны «национальные интересы»? // Россия в глобальной политике. 2015. URL: https://globalaffairs.ru/articles/zachem-nuzhny-naczionalnye-interesy/ (дата обращения: 02.02.2024)

23. Устав ООН // Организация Объединенных Наций. 2000. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 02.02.2024)

24. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 // Президент России. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/4 (дата обращения: 02.02.2024)

25. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 // Президент России. 2021. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 02.02.2024)

26. Указ Президента России от 10.01.2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 02.02.2024)

27. Указ Президента России от 12.05.2009 года № 537 (ред. от 01.07.2014 года) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Президент России. 2009. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/97362a5433d48e025c1b445161a876fdbc5b8da6/ (дата обращения: 02.02.2024)

28. Указ Президента России от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Президент России. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 02.02.2024)

29. Указ Президента России от 05.02.2010 года № 146 О Военной доктрине Российской Федерации // Президент России. 2010. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97325/67c0bf1e5f357f508a827ebf7e87fbd4657f1c68/ (дата обращения: 02.02.2024)

30. Указ Президента России от 11.08.2003 года № 960 (ред. от 27.02.2023 года) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 2003. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43763/afaee488514350766a9753fc158b5daa2c3b81d5/ (дата обращения: 02.02.2024)

31. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 02.02.2024)

32. Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов. 2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203040007?index=2 (дата обращения: 02.02.2024)

33. Хоменко Д.П. Проблема «Русского мира»: теория и историография // Genesis: исторические исследования. 2022. № 6. С. 143-156. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.6.36008 EDN: HCWJQY URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36008

34. Хоменко Д.П. Распад СССР в контексте раскола «Русского мира» // Проблемы распада и наследия СССР в современном публичном пространстве. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 62 - 67.

35. Шейкин А.Г. Информационная война // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. 2022. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/136503/ (дата обращения: 02.02.2024)

The content of the concept of “national interests” in the foreign policy of the Russian Federation in 2000-2015

Khomenko Denis Petrovich, Khomenko Denis Petrovich, history and social studies teacher, GBOU School "Pokrovsky Quarter", KhomenkoDenisPetrovich@yandex.ru, ORCID: 0009-0001-3686-7998

Annotation

The content of the concept of “national interests” in the foreign policy of the Russian Federation in 2000-2015 became an imperative of Russia’s national security strategy due to the fact that the new President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin, as one of the guarantees of restoring the geopolitical status of a world power, proposed a way to restore the cultural- historical and socio-economic ties with post-Soviet neighboring countries.

However, it should be noted that Russia’s foreign policy national interests came into full conflict with the pro-Western anti-Russian geopolitical trends that arose in the post-Soviet space of neighboring countries as a result of the catastrophic collapse of the Soviet Union.

Therefore, since 2000, Russia’s foreign policy in the field of protecting national interests in the field of restoring the unity of the cultural and historical community of the Russian world has become strategically more purposeful in the context of active protection of the rights of compatriots living abroad.

The sphere of foreign policy in the context of protecting national interests includes not only monitoring of threats to national security, the possibility of peacekeeping and anti-terrorism operations, but also, mainly, interaction in the areas of diplomacy and culture in general.

Key words: national interests, Russian World, national security strategy, foreign policy, national security, President of Russia, realpolitik, military doctrine.

References

1. Bush obyavil kosmos zonoj nacionalnyh interesov SShA // Lenta.ru. 2006. URL: https://lenta.ru/news/2006/10/18/space/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

2. Bush: «SShA podderzhivayut smeloe reshenie Ukrainy» // Golos Ameriki. 2008. URL: https://www.golosameriki.com/a/a-33-2008-04-01-voa11/592670.html (data obrasheniya: 02.02.2024)

3. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 25.12.2014 N Pr-2976) // KonsultantPlyus. 2014. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/bc3ab3b04947fc07f452721c58aacccf873d06b6/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

4. Vasilev S. Novye podhody k ponyatiyu bezopasnosti Rossii // Federalnaya sluzhba bezopasnosti Rossijskoj Federacii. 1999. URL: http://www.fsb.ru/fsb/smi/interview/single.htm%21id%3D10342780%40fsbSmi.html (data obrasheniya: 02.02.2024)

5. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utverzhdennoj Prezidentom Rossii 25.12.2014 goda № Pr-2976) // KonsultantPlyus. 2014. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

6. Gosteva S.R. Dostojnye kachestvo i uroven zhizni grazhdan – vazhnoe uslovie obespecheniya nacionalnoj bezopasnosti Rossii // Izdatelstvo GRAMOTA. 2011. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_1_15.pdf (data obrasheniya: 02.02.2024)

7. Danilov D.A. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti Ukrainy: vozmozhnye posledstviya dlya rossijsko-ukrainskih otnoshenij // MGIMO universitet. 2016. URL: https://mgimo.ru/library/publications/strategiya_natsionalnoy_bezopasnosti_ukrainy_vozmozhnye_posled... (data obrasheniya: 02.02.2024)

8. Zevelev I. Granicy russkogo mira // Rossiya v globalnoj politike. 2014. URL: https://globalaffairs.ru/articles/graniczy-russkogo-mira/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

9. Zubec A.N. Kachestvo zhizni i nacionalnaya bezopasnost v Rossii // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka». 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-i-natsionalnaya-bezopasnost-v-rossii/viewer (data obrasheniya: 02.02.2024)

10. Kosolapov N. Obshesistemnye interesy vmesto nacionalnyh // Rossiya v globalnoj politike. 2016. URL: https://globalaffairs.ru/articles/obshhesistemnye-interesy-vmesto-naczionalnyh/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

11. Kortunov S.V. Nacionalnye interesy Rossii v mire // Nacionalnyj issledovatelskij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». 2009.

12. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti B.Obamy // Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. 2010. URL: https://i-sng.ru/observer/observer/N12_2010/087_095.pdf (data obrasheniya: 02.02.2024)

13. Medvedev: Rossiya otstaivaet v Sirii svoi nacionalnye interesy // Vedomosti. 2015. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/10/17/613241-medvedev-rossiya-otstaivaet-v-sirii-svoi-na... (data obrasheniya: 02.02.2024)

14. Nacionalnaya bezopasnost // Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii po terminologii v oboronnoj sfere. 2024. URL: https://dictionary.mil.ru/dictionary/Terminy-RVSN/item/141685/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

15. Provokaciya po-kievski // RZhD.TV. 2005. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=751487 (data obrasheniya: 02.02.2024)

16. Plyaskin V.P. «Rossiya na puti ukrepleniya gosudarstvennosti i modernizacii» // Nauka. Obshestvo. Oborona. 2014. URL: https://www.noo-journal.ru/2014-2-3/article-0030/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

17. Proekt dolgosrochnoj strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossii s metodologicheskimi i metodicheskimi kommentariyami / [A.I. Podberezkin (ruk. avt. kol.) i dr.] ; Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) MID Rossii, Centr voenno-politicheskih issledovanij. — M.: MGIMO–Universitet, 2016. — 88 s.

18. Putin: Rossiya dokazala, chto sposobna otstaivat svoi nacionalnye interesy. // Edinaya Rossiya. 2014. URL: https://er.ru/activity/news/putin-rossiya-dokazala-chto-sposobna-otstaivat-svoi-nacionalnye-interesy... (data obrasheniya: 02.02.2024)

19. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda // Prezident Rossii. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (data obrasheniya: 02.02.2024)

20. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti SShA ot 2002 goda // Rossijskij pravovoj portal: biblioteka Pashkova. 2011. URL: https://constitutions.ru/?p=5292 (data obrasheniya: 02.02.2024)

21. Solovev A. Nacionalnyj interes. Problemy konstruirovaniya. Rukovodstvo k dejstviyu // Rossiya v globalnoj politike. 2021. URL: https://globalaffairs.ru/articles/naczionalnyj-interes-rukovodstvo/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

22. Troickij M. Zachem nuzhny «nacionalnye interesy»? // Rossiya v globalnoj politike. 2015. URL: https://globalaffairs.ru/articles/zachem-nuzhny-naczionalnye-interesy/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

23. Ustav OON // Organizaciya Obedinennyh Nacij. 2000. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (data obrasheniya: 02.02.2024)

24. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 g. № 400 // Prezident Rossii. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/4 (data obrasheniya: 02.02.2024)

25. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 g. № 400 // Prezident Rossii. 2021. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (data obrasheniya: 02.02.2024)

26. Ukaz Prezidenta Rossii ot 10.01.2000 goda № 24 «O Koncepcii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Prezident Rossii. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (data obrasheniya: 02.02.2024)

27. Ukaz Prezidenta Rossii ot 12.05.2009 goda № 537 (red. ot 01.07.2014 goda) «O Strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // Prezident Rossii. 2009. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/97362a5433d48e025c1b445161a876fdbc5b8da6/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

28. Ukaz Prezidenta Rossii ot 31.12.2015 goda № 683 «O Strategii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Prezident Rossii. 2015. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

29. Ukaz Prezidenta Rossii ot 05.02.2010 goda № 146 O Voennoj doktrine Rossijskoj Federacii // Prezident Rossii. 2010. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97325/67c0bf1e5f357f508a827ebf7e87fbd4657f1c68/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

30. Ukaz Prezidenta Rossii ot 11.08.2003 goda № 960 (red. ot 27.02.2023 goda) «Voprosy Federalnoj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // KonsultantPlyus. 2003. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43763/afaee488514350766a9753fc158b5daa2c3b81d5/ (data obrasheniya: 02.02.2024)

31. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 yanvarya 2000 goda № 24 «O Koncepcii nacionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Prezident Rossii. 2000. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (data obrasheniya: 02.02.2024)

32. Federalnyj zakon ot 04.03.2022 № 32-FZ

«O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stati 31 i 151 Ugolovno-processualnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Oficialnoe opublikovanie pravovyh aktov. 2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203040007?index=2 (data obrasheniya: 02.02.2024)

33. Homenko D.P. Problema «Russkogo mira»: teoriya i istoriografiya // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2022. № 6. S. 143-156. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.6.36008 EDN: HCWJQY URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36008

34. Homenko D.P. Raspad SSSR v kontekste raskola «Russkogo mira» // Problemy raspada i naslediya SSSR v sovremennom publichnom prostranstve. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2021. S. 62 - 67.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся