Блог «Курса молодого мудреца»

Политика Ирана на Южном Кавказе

17 мая 2024
Распечатать

Автор: Касабиева Оксана Эдуардовна, студентка 2 курса магистратуры Дипломатической академии МИД России.

Все основные принципы внешней политики Ирана общие и изложены в ее Конституции [1].Также существует рассчитанная на двадцать лет (до 2025 г.) Перспектива Исламской Республики Иран [2], которая является долгосрочным стратегическим планом развития Ирана, готовящий внесение Ирана к 2025 г. в список развитых стран мира.

6e8ed79d16d615f8a5239aceac7238d7fce82d7e.jpg

Источник: regionplus.az

На декларативном уровне не имеется никакого самостоятельного и отдельного документа в сфере внешней политики Ирана в отношении различных регионов мира, в том числе Южного Кавказа. Наличие таких документов, как «Двадцатилетняя перспектива Исламской Республики Иран», которая рассчитана до 2025 г., была опубликована в 2004 г. в качестве высшего документа и второго по значимости закона после Конституции, показывает, что иранские политики уделяют регионам Центральной Азии и Закавказья особое внимание в рамках обширного географического пространства под названием «Юго-Западная Азия». Центральная Азия и Закавказье рассматриваются в документе «Двадцатилетняя перспектива Исламской Республики Иран» как субрегионы в составе региона «Юго-Западная Азия».

Ирано-грузинские отношения

Южный Кавказ исторически был и в настоящее время продолжает оставаться одним из ключевых регионов для Ирана. Регион на протяжении веков составлял сферу влияния Ирана. Значительная его часть находилась под прямым и косвенным управлением иранских государств. Грузия во времена империй Ахеменидов, Аршанидов, Сасанидов рассматривалась как часть иранского мира[3]. Господство Ирана в Восточной Грузии было еще сильнее в период Сефевидов. Иранская культура и политическая система оказали огромное влияние на Грузию.

Ситуация изменилась в 19 веке из-за расширения Российской империи на юг. Отношения с регионом не были разорваны, но приобрели несколько новых форм. Прежде всего, они носили экономический характер, поскольку Грузия и ее столица постепенно превратились в транзитный маршрут для иранских товаров, поступающих в Россию и Европу, и наоборот.

После распада Советского союза и провозглашения новых независимых государств на Южном Кавказе, в силу особого геополитического и геоэкономического положения региона, Ирану следовало быть более активным на Южном Кавказе, хотя Тегеран и не мог конкурировать с крупными иностранными игроками (Россией, Турция и США). С другой стороны, для новых независимых государств Южного Кавказа установление тесных экономических контактов с Ираном имело особое значение. Как отметил Томас де Ваал: «Большая часть западного мира относится к Ирану как к государству-изгою. Но страны, окружающие Иран, не могут позволить себе занимать агрессивную позицию по отношению к большому и могущественному соседу, с которым они не могут не взаимодействовать»[4].

Политика Грузии во многом отличается от политики Армении и Азербайджана. У Тбилиси прозападная позиция в регионе. Прежде всего, следует указать на некоторые основные характеристики сегодняшней грузинской политики, которые не способствуют сближению двух стран: 1) «Холодная война» между Россией и Грузией. 2) Тесные турецко-грузинские отношения. 3) Прозападные устремления Грузии и тесные связи с НАТО.

В целом, Россия потеряла свой авторитет и политическое влияние в Грузии (в отличие от Азербайджана), но все еще имеет инструменты влияния, и Ирану нужно учитывать фактор России в своих отношениях с Грузией. Турцию можно рассматривать как крупного партнера Грузии в регионе. Турция уже давно является членом НАТО, и Грузия стремится вступить в эту организацию, участвуя в ряде ассоциированных программ Североатлантического альянса. Протурецкие и прозападные устремления Грузии также не способствуют сближению двух стран.

После провозглашения независимости Грузии состоялся первый официальный визит главы суверенного государства Грузия в Исламскую Республику Иран. Иран был одной из первых стран, признавших независимость Грузии. Следует также отметить, что первое официальное соглашение в истории независимой Грузии после распада Советского Союза было подписано с Ираном.

В 2008 году отношения между двумя странами резко ухудшились, когда Грузия экстрадировала гражданина Ирана в США для предъявления обвинений, связанных с нарушением эмбарго на поставки оружия Ирану - действие, которое Тегеран оценил как антииранский акт. После этого инцидента отношения между двумя странами на короткое время были заморожены. Но вскоре Иран и Грузия достигли соглашения о безвизовом режиме. Безвизовый режим для граждан Ирана был введен 26 января 2011 года. Таким образом, Грузия стала одной из 40 стран мира, куда иранцы могли путешествовать без виз. Грузия стала одним из излюбленных направлений для иранских туристов. Безвизовый режим также способствовал интенсификации экономических отношений.

Однако, нельзя сказать, что Иран и Грузия имеют тесные экономические отношения. В то время как более тесные связи с Ираном увеличили импорт и стимулировали некоторые инвестиции, общее влияние Ирана на экономику Грузии минимально. Также следует подчеркнуть, что цифры свидетельствуют о резком росте уровня торговли и туризма между двумя странами после введения безвизового режима. Таким образом, импортные операции увеличились в течение 2011-2013 годов на 1590%, составив почти 100 миллионов долларов. Однако, по сравнению с торговлей с другими странами, цифры невелики. Например, в 2012 году товарооборот Грузии с Турцией в 2012 году составил более 1,34 миллиарда долларов. В 2023 году данные внешней торговли (импорт) по странам следующие: Турция 16,6%; США 12,6%; Россия 11, 3%; Китай 8,6%; Германия 6,1%, другие страны 44,7%. Данные по экспорту по странам следующие: Азербайджан 14,2%; Армения 12,9%; Казахстан 11,5%; Кыргызстан 11,4%; Россия 10,8%; другие страны 39,2% [5].

В 2013 году в рамках нового закона об эмиграции Грузия отменила безвизовый режим для граждан Ирана. Эти шаги грузинского правительства вызвали резко негативную реакцию Ирана. Однако Тегеран не предпринял ответных действий и сохранил безвизовый режим для граждан Грузии. После «Ядерного соглашения», в феврале 2016 года Грузия вновь ввела безвизовый режим. Иранское правительство всегда подтверждает свою приверженность принципам уважения международно признанных границ, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других государств. На самом деле, «Иран легко можно рассматривать как территориально стабильное государство с четко установленными границами»[6]. В этой связи заслуживает внимания позиция Ирана по отношению к российско-грузинской войне 2008 года. Не решаясь осудить действия России в грузино-осетинской войне, Иран в то же время официально заявил о своей поддержке суверенитета и территориальной целостности любой страны и подчеркнул свою верность международным стандартам и соглашениям. В последствии Иран также отказался признавать Южную Осетию и Абхазию. В то же время следует подчеркнуть, что Иран практически не выражал четко определенной позиции относительно этого конфликта. Бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил на 63 Генеральной Ассамблее, что «жизни, собственность и права народов Грузии, Южной Осетии и Абхазии являются жертвами политики и провокаций НАТО и некоторых западных держав, а также закулисных действий сионистов». В целом Тегеран преподносит августовскую войну как урок странам Персидского залива: Грузия совершила ошибку, поскольку приняла обещания США как должное, и теперь ей приходится платить огромную цену за свою наивность. Поэтому странам региона было бы лучше установить более тесные связи с Ираном в сфере безопасности, а не смотреть в сторону непредсказуемой Америки.

Известно, что бывший премьер-министр Турции и нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул идею создания организации безопасности и сотрудничества на Кавказе, в которую должны войти Грузия, Азербайджан, Армения, Турция и Россия, чтобы создать «платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе». Иран, однако, не был среди этих стран, что вызвало раздражение Тегерана. Иран чрезвычайно чувствителен к появлению каких-либо внешних игроков по соседству с ним на Кавказе. Иранские власти абсолютно убеждены, что проблемы Кавказа могут быть решены только странами региона, а присутствие в регионе внерегиональных игроков, таких как США, Великобритания или Израиль, только ухудшает ситуацию. Что касается конфликтов, Иран считает, что в них должны быть вовлечены только региональные субъекты (Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Грузия и Армения) и никакие западные державы.

В последние годы Тегеран опасался прежде всего того, что Грузия может быть использована как стратегически важное место для Запада в случае осуществления военной акции против Ирана. Этот вопрос стал чрезвычайно актуальным в 2011-2012 годах, когда мировая и региональная пресса обсуждала возможность военного удара Запада и/или Израиля по Ирану. Тегеран был крайне обеспокоен тесными отношениями Грузии с Израилем (стоит отметить, что отмена безвизового режима с Ираном совпала с подписанием грузино-израильского соглашения о безвизовом режиме). В иранской прессе даже подчеркивалось: «Израиль использует эти страны для сбора шпионской информации об Иране» [7].

Сопоставление и анализ основных аспектов ирано-грузинских отношений показывает, что из-за обязательств перед своими западными партнерами грузинские власти иногда были вынуждены предпринимать нежелательные и даже вредные для Ирана шаги. Грузинская сторона назвала их временными действиями и подчеркнула, что в случае отмены санкций Грузия также пересмотрит свои неприятные для Ирана решения. Иранская сторона, несмотря на критические оценки, отнеслась «с пониманием» к этой ситуации, учитывая, что Грузия не была независима в принятии таких решений.

[1] Конституция Исламской Республики Иран // Институт культуры Ирана. //URL:https://ru.irancultura.it/Иран/Конституцияиран/Конституция-parte1/

(дата обращения 20.04.2024)

[2] Перспектива Исламской Республики Иран до 1404 года солнечной хиджры // Ассамблея по определению государственной целесообразности. ( дата обращения 20.04.2024)

[3] Mirzā Mohammad Taghī Kashānī, Mosāferat-e Teflīs (Travel in Teflis) (In Persian). Qom: Marashilibrary, 2011.

[4] Thomas de Waal, Iran’s Relieved Neighbors in the Caucasus. URL: http://carnegie.ru/eurasiaoutlook?fa=52215 (June 26, 2013)//(дата обращения 24.04.2024)

[5] National Statistics Office of Georgia, Tbilisi, 2013// (дата обращения 24.04.2024)

[6] http://www.iimes.ru/?p=7572&ysclid=ls243nkfdk47815584 (дата обращения 25.04.2024)

[7] Месамед В.И. Иран и немусульманские страны Южного Кавказа (Армения и Грузия). М.: Институт Ближнего Востока, 2015. - 254 с.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся